new wave, synthpop, futurepop, ebm,
industrial, ambient, idm
and more…

Лучшие современные синтпоп-альбомы (?)

Давайте признаемся в этом. Не стесняясь. Синтпоп всегда был паршивой музыкальной овцой. Ну ведь правда. Вот любить хардрок — во-первых, это красиво. Оуеееее! И коза в воздух. Быть поклонником техно — обязательно заслуживает уважительного, или хотя бы сочувственного взгляда. Но только техно должно быть непременно детройтским. Иначе нельзя. Ну, а про авангард, индастриал и прочий экспериментал даже не говорю. Это эстетично, впечатляюще и идейно правильно. Икона русской музыкальной журналистики, обозреватель «ОМа» и «Rolling Stone» Андрей Бухарин, всегда считал хорошим тоном пнуть синтпоп. В каждой рецензии, которая касалась хоть немного близкой ему стилистически музыки, он не стесняясь делал это. Вот только Марк Альмонд — это тру! Его не трожь. Это же не то, что этот ваш And One. Ну да ладно.

История ещё ждёт масштабной синтпоп-апологии. Сегодня же я просто попробую вспомнить некоторые важные вехи жанра и идущего с ним в ногу futurepop.

Начиналось всё, конечно, с Depeche Mode и «новой волны», про которую я в своё время делал для «Музыкальной газеты» статьи для рубрики «Electronic New Wave: обзор лучших альбомов». Но современный синтпоп — это совсем другая история. Давайте же перейдём к ней. Описания я брал из разных источников: из текстов старых выпусков своей радиопрограммы «Локомотив», а также постов на форумах synthez.net и depechemode.by, на которых я активно «обитал» во второй половине 2000-х. Кроме того, размещаю ссылки на некоторые свои тексты для «Музыкальной газеты». Кстати, для неё я написал рецензию и на первый пункт сегодняшней статьи: «Sensor».

Camouflage — Sensor (2003)

Собственно, отправной точкой для этого дайджеста стал пост участника белорусского DM-сообщества, виниломана Юры Юргелевича, купившего пластинку Camouflage «Sensor» и оставившего комментарий, под которым могли бы подписаться многие — да и я в том числе:

На заре своей карьеры немецкая группа считалась клоном Depeche Mode, а с течением времени стала одним из патриархов и самых уважаемых имён «синтетического» жанра. Этот альбом действительно вдохнул новую жизнь в синтпоп и заставил говорить о нём не только локальное сообщество. Помогла и хорошая рекламная поддержка в тематических СМИ. Кроме того, я нередко видел клипы с альбома и даже живые выступления группы по каналу Viva Zwei.

De/Vision — Noob (2007)

Для меня это символическая пластинка. В тот год я многое поменял: касаемо как личной жизни, так и работы. И этот альбом был последним, который я слушал на работе не в наушниках! 🎧 Мне показалось, что окружающие реагировали без должного энтузиазма… Первым треком с «Noob» фанаты синти услышали «Flavour of the Week» — славный, зажигательный электроклэш/поп. Вот только в то, что «…it must be love», не очень-то верится… Каждая новая работа De/Vision тогда (в 2000-е) дарила мне свежесть, мелодичность, душевность и электронную романтику. Эта — не исключение. Она заслуживает неоднократного и внимательного прослушивания. К слову, к тому времени я побывал на московском концерте королей немецкого синтпопа (это случилось в их второй визит в Россию, 2 октября 2004 года в клубе «Точка»), но минского ещё не было в планах…

Lowe — Tenant (2004)

Яркий дебют шведской группы, объединившей романтику синтпопа с оптимистичной напористостью традиционной поп-музыки. Так что у меня двойственное отношение к этому альбому — он, с одной стороны, хитовый, с другой — какой-то однообразный. Он назван в честь одноимённого фильма Романа Поланского («Tenant» — «Жилец»), — отличное кино, imho, не хуже, чем его легендарный «Ребёнок Розмари». Многие тогда обратили внимание на подозрительное совпадение названий группы и альбома (Lowe, «Tenant») с именами участников Pet Shop Boys, которых, как известно, зовут Neil Tennant и Chris Lowe. Впрочем, прямого отношения Lowe к PSB не имеют, так как Jorgen «Leo» Josefsson и Rickard Gunnarsson из Lowe раньше входили в состав Statemachine, шведской синти-формации, выпустившей последний диск («Short And Explosive») в 2003 году.

Дебютировали с синглами «The Vanishing» и «Ahead Of Our Time», которые сразу же взлетели на высшие строчки чартов, и не только в Швеции, доказательством чему стали несколько недель, когда первые два сингла держали 1-ю позицию чартов известного журнала Side-Line! Вслед за синглами группа снимает видеоклип на «Ahead Of Our Time» в Королевской Шведской Опере (Стокгольм), став первой в истории этой страны группой, которой разрешили съёмки в этом здании.

Третий сингл «Hear Me Out» предварил дебютный альбом «Tenant», который получил огромное количество положительных рецензий по всему миру. В 2005-м году группа выигрывает номинацию «Newcomer Of The Year» на Scandinavian Alternative Music Awards 2005 (SAMA), став также первой и единственной в истории альтернативной музыки Скандинавии группой, номинированной сразу в трёх категориях: «Newcomer Of The Year», «Лучшая песня» и «Лучший альбом».

Я никогда не скрывал, что мне Lowe на рациональном уровне не близки, их музыка слишком тепла для идеального синти, но где-то спинным мозгом я не могу не отреагировать на неотразимый, страстный, слишком человеческий вокал Лео…

Первый альбом Lowe был вопринят с огромным энтузиазмом. Второй вызвал разноречивые отклики. А выход третьего вообще остался незамеченным.

VNV Nation — Empires (1999)

Эта группа была и остаётся одной из моих самых любимых. Легендарный «гнусавый» вокал Ронана Харриса лично я обожаю, хотя он нравится далеко не всем, однако это не отменяет культовости VNV Nation и статуса законодателей мод в futurepop-жанре. В том числе именно благодаря такому классному альбому, как «Empires». Кстати, его открывает композиция «Firstlight», а её версия под названием «Lastlight» с последовавшего ремиксового диска стала вдохновением для создания песни «For 2nd Time» нашего с Владимиром Португаловым проекта Forgotten Colobox.

B!Machine — Hybrid (2001)

Признаюсь, что я просто обожаю B! Machine с их горько-сладкой меланхолией. В своем роде наследники Дэвида Сильвиана — в новом тысячелетии, в немного другом стиле. Но учителя не забывают, что и доказали кавером на «Ghosts» Japan.

Именно такие песни, как у B! Machine, я сочинял и бормотал себе под нос в детстве. Боже, как всё казалось уныло в школе! Я надеялся, что стану космонавтом и буду рассекать в звездных далях примерно под такую музыку.

Это время прошло. А песни-то, оказывается, остались.

Очень специфичная музыка (полный минимализм), и очень классная.

Совершенно справедливо написано в рецензии на альбом «Infinity Plus»: «Warning: B! Machine can be addictive!». И интересно, есть еще у какой-нибудь синти-группы такой большой сборник, как «Machine Box» (64 композиции!)?

Beyond Obsession — Moments of Truth (2016)

Для меня явный победитель в конкурсе на звание лучшего синти-альбома 2016 года — не ветераны De/Vision и даже не Mesh, а немецкая команда Beyond Obsession с их третьей полноформатной работой — кажется, лучшей в их дискографии. Она заставляет вспомнить такие эпические и знаковые для сцены альбомы, как «Pulse of Pain» Michigan, «White Lights» T.O.Y., «Please» Minerve, «Methods of Silence» Camouflage и даже «Some Great Reward» сами-знаете-кого.

На «Moments of Truth» нет ни одной песни, которую хотелось бы промотать или внимание к которой бы ослабевало. Исключением является, пожалуй, только первый трек — уж больно он жизнерадостный и оптимистичный. Но чистый, высокий, красивый голос вокалиста приятно слушать в любой аранжировке.

Rupesh Cartel — The Disco And The What Not (2007)

Все альбомы и этого великолепного шведского дуэта у меня до сих пор — в «горячей ротации». С первого альбома Rupesh Cartel («Mainland») для своих DJ-сетов я оставил 7 песен. Со второго «The Disco And The What Not») — только 6. Но тогда я ещё не слышал ремиксов! У Rupesh Cartel в саунде всегда парадоксальным образом сочетаются динамичность и суховатость. Из-за этого я как будто не могу наслушаться, мне необходимо, чтобы фирменный гипнотичный куплет повторялся не один-два раза, а раз эдак восемь! Позже музыка Rupesh Cartel стала более игривой, более оптимистичной и даже чем-то напоминающей Pet Shop Boys. В ней не осталось оттенков горечи, боли и разочарования, сделавших незабываемым моё знакомство с лучшими образцами скандинавского синтпопа. В любом случае, если и есть группа, которую я всегда ставил в своём ди-джейском сете, то это Rupesh Cartel.

Electro Spectre — Bullets & Desert Blooms (2014)

Не так много было «Локомотивов», от начала и до конца посвящённых одному исполнителю. Это были действительно культовые имена: Camouflage, Skinny Puppy, Дэниэл Майер со своими многочисленными проектами… Весь «Локомотив» #51 (2014) был посвящен группе, выпустившей лучший синти-альбом 2014 года (по моему мнению). В их творчестве я нахожу и яркие мелодии, и заводные танцевальные ритмы, и выразительный вокал. Electro Spectre — это одна из самых заметных и талантливых групп, из идущих «дорогой Depeche Mode», а также A-Ha, Camouflage, New Order, De/Vision и иже с ними…

С момента выхода в свет успешнейшего альбома Electro Spectre «Dangerous Game», удостоенного веб-зином Side-Line титула «лучший electro-pop релиз 2012 г», прошло к тому моменту уже два года, и за отчетный промежуток времени в стане этой норвежской группы произошло множество событий: возобновление концертной деятельности, подписание контракта с известным лейблом Nordic Records и главное — ударная работа над новым музыкальным материалом. Рекорд-сессии продолжались беспрерывно, а их логичным итогом стала запись четвертого номерного альбома с эффектным названием «Bullets & Desert Blooms», который не только окончательно утвердил за Electro Spectre место в «высшей лиге» актуального synth-pop, но и позволил группе совершить уверенный шаг вперед в своей карьере.

Оставаясь верными фирменному «дарк-нуар» стилю, Alexander Bjorneboe и Isak Rypdal поставили себе задачу записать альбом без проходных песен, который бы смог удерживать внимание слушателя от первой и до последней секунды. Новый альбом — это союз между настоящим и прошлым электронной поп-музыки, между современными музыкальными технологиями и винтажной ретро-атмосферой восьмидесятых годов прошлого века. Отдавая должное мелодической составляющей данного релиза, отдельно хочется упомянуть об отменного качества работе над звуком и аранжировками — похвастаться подобным уровнем могут далеко не все артисты, подписанные даже на мэйджор-лейблах. Нужно ли говорить о том, что всем поклонникам классических релизов Depeche Mode, A-Ha, Camouflage, Iris, Lowe следует в обязательном порядке ознакомиться с «Bullets & Desert Blooms» — альбомы с подобного рода музыкой сегодня являются штучным явлением.

Физическая версия альбома была издана эксклюзивно на российском лейбле Razgrom Music, и содержит две дополнительные песни, которые не представлены на digital edition. Но и это еще не все: бонус-секция CD-релиза также включает в себя пять ранее не реализованных ремиксов, один из которых сделал Martin Rudefelt (Cryo).

Melotron — Weltfrieden (2002) и Sternenstaub (2003)

Карьера Melotron начиналась с выступлений на разогреве у Front 242 и And One, а последовавшие альбомы «Morderwerk» и «Fortschritt» показали, что в Германии родилась новая звезда стиля электропоп. В то же время коллектив развивал свой собственный саунд, и позже, во главе с харизматичным фронтменом Энди Крюгером, стал претендовать на звание самой популярной в мире немецкоязычной группы.

«Sternenstaub» кажется более задумчивым и сдержанным альбомом, чем его феерический предшественник. Пробегая глазами трек-лист, сразу задерживаешься на заводном сингле «Kein Problem». Опередивший выход альбома, он слегка подогрел аппетит фэнов. Но на диске немало и других потенциальных хитов. Некоторые песни зазвучали в ключе модного стиля futurepop («Erwantungen», «Manchmal»). Впрочем, памятуя про битовый напор хита «Folge Mir Ins Licht» с предыдущего альбома, этому можно не удивляться. Не обошлось и без пары лирических композиций, которые всегда украшают творчество этой утонченной и романтичной (конечно, в определенных стилистических рамках) группы. Так что если не желаете ограничивать свой музыкальный кругозор только творчеством Depeche Mode, обязательно найдите эти альбомы и оцените их по достоинству.

И на закуску не совсем (или не только) синтпоп.

GusGus — Mexico (2014)

Музыка GusGus — неповторимый сплав техно, соула и хауса, замешанного на иронии, сексуальности и волшебной энергетике, которая особенно ощутима на живых выступлениях. Каждый концерт группы (к счастью, в Беларуси их было больше одного), почти ритуальное разыгранное по ролям действие, вводит зрителей в транс безупречными гармониями и световыми эффектами, пуская по коже мурашки музыкального удовольствия.

Среди поклонников творчества GusGus давно значатся Blur, Beck, Beastie Boys и David Byrne, а свои мелодичные ремиксы коллектив не один раз дарил таким гигантам музыкальной сцены, как Bjork, Depeche Mode и Sigur Ros.

Альбом «Mexico» стал свежим взглядом на звучание клубной электроники, собрав в себе отголоски синти-попа восьмидесятых, транса девяностых и новаторства современности. Один из «Локомотивов» я упаковал своими любимыми песнями и ремиксами GusGus со всех их альбомов, за всю 20-летнюю историю.

P.S. Отдельное упоминание:

Apoptygma Berzerk — Welcome to Earth (2000)
Seabound — No Sleep Demon (2001)
Backlash — Impetus (2001)
Covenant — Northern Light (2002)
Assemblage 23 — Defiance (2002)
Wolfsheim — Casting Shadows (2003)
T.O.Y. — White Lights (2003)
Iris ‎— Awakening (2003)
Mesh ‎— We Collide (2006)
Destroid — Loudspeaker (2007)
Michigan — Pulse Of Pain (2007)
Neuroticfish — A Greater Good (History 1998-2008)
Minerve — Please (2010)

Буду краток: это действительно крутые альбомы.

P.P.S. Отличные пластинки в других стилях:

Ohm Square — Scion (1999) драм-н-бас
Editors — The Back Room (2005) инди, постпанк
Junior Boys — So This Is Goodbye (2007) меланхоличный электропоп
Telefon Tel Aviv — Immolate Yourself (2009) электронный шугейз
Moderat — Moderat (2009) IDM
Tesla Boy — Modern Thrills (2010) диско, нью-вейв, электропоп
Tamaryn — Cranekiss (2015) дрим-поп

P.P.P.S. Про некоторые интересные альбомы 2004, 2007, 2008, 2011 и 2012 года отдельно я написал здесь.

Dr. Morozov

Отправить
Поделиться
Запинить
2019   музыка
Популярное