new wave, synthpop, futurepop, ebm,
industrial, ambient, idm
and more…

Шляхі нямецкага мастацтва

Сумрачное. Колючее. Непростое для восприятия. И очень, очень немецкое по духу. Именно такое искусство представлено на выставке «Шляхі нямецкага мастацтва», открывшейся в минском Дворце искусства.

Кому сюда не надо идти. Тем, кто ждёт от искусства реализма. Тем, кто ждёт от искусства позитива. Тем, кто ждёт от искусства легковесности.

Художников — очень много. Подтекстов, которые нужно уловить — тьма. Поэтому толстая брошюра (также её можно скачать в формате PDF), которую раздавали на открытии, служит здесь отличным путеводителем.

Из анонса:

«Выставка «Шляхі нямецкага мастацтва» охватывает 60 лет развития современного искусства Восточной и Западной Германии. Вы увидите живопись, графику, фотографию, видео, скульптуры и инсталляции — всего около 400 работ и почти 100 художников, среди которых признаны во всем мире имена: Герхард Рихтер, Йозеф Бойс, Зигмар Польке, Иза Генцкен, Ребекка Хорн. Кураторы выставки Маттиас Флюгге и Маттиас Винцен решили сделать свой проект экскурсом в прошлое и показать художественную среду ФРГ и ГДР. Для этого им понадобилось 400 произведений искусства почти 100 немецких художников. За основу выставки была взята впечатляющая коллекция современного искусства Ifa».

Фактически выставка демонстрирует АВАНГАРДНОЕ немецкое искусство второй половины XX века, и посетить её стоит не только культурологам, искусствоведам и тем, кто интересуется историей европейской (контр)культуры, но всем думающим, ищущим людям.

Не ждите от произведений эмоционального отклика. Включайте рацио. Всматривайтесь. И ищите контекст.

Многие из представленных здесь художников участвовали в «documenta» — выставке современного искусства, проходящей каждые пять лет в немецком городе Кассель. Она должна была восстановить нарушенную традицию авангардистских выставок в Германии, прерванную в 1937 году нацистами, устроившими обличительную «Выставку дегенеративного искусства». На первой «документе» были произведения художников, оказавших заметное влияние на современное искусство (Пикассо, Кандинский и др.). Впоследствии «документа» стала одним из самых значительных событий в современном искусстве.

Каждая «документа» имела свою собственную визуальную идентификацию, большинство из которых соответствует типографскому стилю Баухауса, состоящему исключительно из строчных букв.

Первая «documenta» была показывала публичные работы тех направлений, которые среди нацистов были известны как «дегенеративное искусство» — фовизм, экспрессионизм, кубизм и футуризм. Со временем акцент выставки сместился на современное искусство: поп-арт, минимал-арт и кинетическое искусство. На «документе-5» (в 1972 году) были ярко представлены работы минимального и концептуального искусства, что стало поворотным моментом в общественном признании этих стилей. На восьмой «документе» произошёл ещё один сдвиг в сфере искусства — демонстрация открытости для постмодернистского дизайна. А в последнее время содержание выставки смещается в сторону феминизма, глобализации и мультимедийности.

Среди участников «Путей немецкого искусства» есть настоящие «звёзды». Топ-3 (по моему мнению) — это, пожалуй, Герхард Рихтер, Нам Джун Пайк и Йозеф Бойс. Я как киноман не могу не порекомендовать ознакомиться с посвящёнными им документальными и художественными фильмами.

Нам Джун Пайк был пионером видеоарта, он сыграл ключевую роль в приобщении художников и аудитории к возможностям использования видео для творческого самовыражения. Пайк (или Пэк) одним из первых начал трансформировать видеоизображение, переходя от буквальной репрезентации объектов и событий к выражению их художественного видения. Его работы затрагивают темы времени и памяти, природу музыки и искусства, суть сенсорного опыта. Нам Джун Пайк участвовал в движении «Флуксус», находился под влиянием композитора Джона Кейджа и его идей использования повседневных звуков и шумов в музыке. Ему посвящены документальные фильмы «Нам Джун Пайк — Жизни Тигра» (Nam June Paik — The Tiger Lives) и «Нам Джун Пайк: отредактировано для телевидения» (Nam June Paik: Edited for Television). Раздачи фильмов есть на рутрекере.

Немецкий художник Герхард Рихтер стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в Музее современного искусства (МоМА). Мировая премьера фильма состоялась на Венецианском международном кинофестивале, а позже Германия выдвинула его на «Оскар-2019» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Обойдясь без патетики и трагического надлома в образе главного героя, характерных для фильмов о Баскиа, Поллоке, Пикассо и ван Гоге, фон Доннерсмарк (уже получивший премию «Оскар» за фильм 2006 года «Жизнь других») смог добиться невероятной правдоподобности. Строго говоря, не все критики остались довольны увиденным, но сошлись во мнении, что «Работа без авторства» достаточно точно изображает творческий процесс — от чистого холста, через все срывы и ошибки, в конечном итоге приводящие к открытиям.

И, наконец, «Бойс» (Beuys) Андреса Файеля — документальная биография великого современного художника Йозефа Бойса. Человека в шляпе, чьими основными материалами стали войлок и жир, а выразительным средством — перформанс. Ещё в своё время он пытался терпеливо объяснить, что «деньги не должны быть товаром» и, улыбаясь, спрашивал: «Вы хотите революцию без смеха?». Бойс обладал собственным взглядом на искусство. Идеи художника актуальны до сих пор, даже через 30 лет после его смерти. Он понимал, что деньги пронизывают демократию. В фильме Бойс противоборствует, разглагольствует, преподаёт и объясняет искусство мёртвому зайцу. Его понимание искусства вызвало пространные общественные дебаты, но, тем не менее, попало в самую суть. Создатели фильма задействовали бесчисленные, в том числе неопубликованные аудио- и видеоисточники, создав, таким образом, единственную в своем роде хронику. Бойс. Фильм «Бойс» участвовал в конкурсной программе Берлинского международного кинофестиваля 2017 года. А теперь есть возможность увидеть его в галерее «Арт-Беларусь», 23 марта, начало сеанса в 19 часов. Приходите.

Отправить
Поделиться
Запинить
Популярное